Стихии

   стр. 1, 2

Муладхара  

Муладхара-чакра — центр обеспечения жизненных потребностей физического тела. Наличие этой чак­ры в энергетической структуре человека обусловле­но самим фактом воплощения сущности на Земле. Муладхара-чакра содержит четыре типа энергии, каждый из которых представлен потоком одного спирального конуса эфирного чакрального вихря. Таким обра­зом, всего Муладхара-чакра содержит четыре потоковые ком­поненты, которые при условии наличия адекватного «видения» воспринимаются как вложенные друг в друга конические вих­ри. Во всех четырех компонентах комплексного энергетическо­го вихря чакры присутствует общая энергия, которая равномер­но распределена по ним — это энергия Стихии Земли. Кроме того, каждый из спиральных конических потоков имеет свой­ственную только ему одному специфическую составляющую. Стихия, являющаяся общей для всех витков чакры, отражает основное предназначение чакры и обеспечивает ее функциони­рование.

«Видящий» может воспринимать цвет энергетических по­токов, образующих Муладхара-чакру, как насыщенный желто-коричневый — цвет энергии доминирующей Стихии.

Мы рассматриваем конические вихри Муладхара-чакры, начиная с внешнего. В таком же порядке мы будем рассматри­вать спиральные компоненты и всех остальных чакр.

Первый — «внешний» — конус чакрального вихря Мулад­хары ответственен за психоэнергетическое управление програм­мами жизнеобеспечения. Сюда входят все подсознательные программы, обеспечивающие реализацию инстинкта самосохранения и сохранения вида, в частности, ответственные за пи­тание, сон, размножение, дыхание. В отличие от других про­грамм этого уровня, являющихся чисто индивидуальными, про­грамма размножения закладывается в энергетических структу­рах воплощенных на Земле Сущностей самой Землей как само­стоятельной Сущностью, и является фактической реализацией закона сохранения вида. Этот закон служит отражением зако­нов более высоких уровней: уровня законов Кармы и уровня законов Духовного Рода.

По мере роста осознанности, поток энергии внешнего ко­нуса Муладхары играет все менее значительную роль в жизнен­ных проявлениях человеческого существа, поскольку автома­тические подсознательные программы последовательно заме­няются осознанно сформированными «системами психоэнер­гетической безопасности и жизнеобеспечения».

Энергия внешнего конуса Муладхары является определя­ющим фактором наличия и развития физического тела чело­веческого существа и присутствует в энергетической структу­ре человека от рождения. В некотором количестве содержится в эфирных компонентах всех основных физиологических сис­тем и органов, поддерживая оптимальный режим жизнеобес­печения организма. В практике духовного совершенствования имеет значение как базовая энергия «физической основы», под­лежащая осознанной трансформации в энергии более «тонко­го» качества. Первый шаг в этом направлении — осознание ре­альности проявления в нас качеств, обусловленных столь «гру­бой» энергией. После этого появляется возможность подчинить их своему осознанному волевому управлению.

Второй конус Муладхары содержит поток энергии, отвеча­ющий за функционирование инстинкта самоуничтожения. Ес­тественным образом этот инстинкт включается в момент наступления смерти, обеспечивая отторжение и уничтожение того, что нежизнеспособно. Развитие технократической цивилизации обусловило выработку социально обусловленных морально-нравственных принципов, в силу которых осуществляется за­кономерный на данном этапе взаимообмен энергии, в ходе ко­торого молодые люди, сами отнюдь не отличающиеся абсолют­ным здоровьем, энергетически «везут на себе», на своей энер­гии, близких и родственников, давно уже исчерпавших жизнен­ную силу, отведенную их Сущностям на данное конкретное зем­ное воплощение. Такая система «энергетического донорства» нарушает нормальное функционирование инстинкта самоунич­тожения, что ведет к деградации генофонда человечества. Кро­ме того, подобные «социальные психоэнергетические отноше­ния» приводят к тому, что энергия, которую человек, по логике эволюционного процесса, должен был бы использовать на раз­витие самоосознания, растрачивается на поддержание суще­ствования утративших жизнеспособность энергетических структур. Пример «диких племен», до нашего времени сохра­нивших первобытный уклад жизни, дает возможность увидеть вариант более правильных отношений между людьми. «Род­ственная забота» заканчиваются там, где заканчивается ее есте­ственная целесообразность. Ребенок остается с матерью до тех пор, пока он действительно в этом нуждается, пока от этого за­висит его выживание. В обществе, организованном на основе такого «природного уклада жизни», хронически больных лю­дей практически не бывает: серьезно заболев, человек либо ак­тивизирует все свои силы и побеждает болезнь, либо умирает. В то же время, каждое из подобных сообществ имеет свои нара­ботанные за тысячелетия традиционные методы «собирания» энергии, что называется, «в общий котел» — своего рода мини-эгрегор — который потом используется для восстановления здоровья и целостности энергетических структур членов пле­мени, «пострадавших за общее дело».

Так же, как и энергия первого конуса Муладхары, энер­гия второго в процессе духовного развития подвергается транс­формации.

В механизме реализации инстинкта самоуничтожения за­ложена программа остановки работы всех систем и органов. И именно вследствие функционирования энергии, обеспечиваю-

щей выполнение этой программы, смерть является очень бо­лезненным актом. Тихо «уходят», а не болезненно умирают, толь­ко люди, достигшие очень высокого уровня духовного разви­тия — в их энергетических структурах все потоки энергии Муладхары к моменту «ухода» оказываются уже трансформиро­ванными. Такой человек находится вне сферы проявления за­конов, определяющих работу соответствующих инстинктов.

«Стремление выжить» и «Стремление умереть» — два клю­чевых фактора выживания человека как биологического вида.

Поток энергии третьей конической спирали чакрального вихря Муладхары отвечает за проявления инстинкта воспро­изводства себе подобных.

В настоящее время в связи с огромным количеством абор­тов в человечестве сложилась поистине трагическая ситуация, связанная с глобальным нарушением нормального функцио­нирования инстинкта воспроизводства. Это обусловливает мас­совые нарушения функционирования третьего конуса Мулад­хары, что, в итоге, ведет к катастрофическим последствиям для физического здоровья подавляющего большинства людей. Кро­ме того, в человеческих телах воплощается слишком большое количество звериных сущностей, в особенности принадлежа­щих к истребленным или вымирающим видам, что также на­рушает нормальный режим биологического и социального фун­кционирования человеческих энергетических структур.

При нормальном, естественном процессе рождения всех тех детей, которые были зачаты и, сообразно своей карме, должны были бы родиться, среди Сущностей, ожидающих очередного воплощения, не было бы никакого «ажиотажа». Сущность, чья очередь воплотиться наступила, но сделать это ей не удалось из-за аборта, сразу же пытается «зайти» на воплощение еще раз, «отодвигая» тех, кто ждет своей очереди, но еще не успел сде­лать ни одной попытки. В результате в «ведомстве» Сил, отве­чающих за регуляцию процесса воплощения человеческих Сущ­ностей, возникает неразбериха. Массовый характер убийства нерожденных людей в наше время довел эту неразбериху до такого уровня, что теперь уже вполне можно говорить о гло­бальной катастрофе нарушения планетарного процесса воспро­изводства как людей, так и животных, поскольку в результате путаницы все большее и большее количество животных Сущ­ностей «просачивается» в человеческие тела.

Четвертый конус Муладхара-чакры— это энергетическая спираль кконтакта с Космосом.

Потенциальная возможность контакта с Духом Космоса заложена в энергетической структуре любого человеческого существа, в котором воплощена человеческая Сущность. Люди, в которых воплощены животные Сущности, не имеют четвер­того конуса Муладхара-чакры. Энергия четвертого конуса мо­жет как включаться в работу, так и оставаться в «законсервиро­ванном» состоянии нереализованной потенции в течение всей жизни. Все зависит от устремления человека и степени его осоз­нанности. Неработающий четвертый конус воспринимается как полевая спираль, в которой отсутствует поток. В отдельных слу­чаях, если энергии настолько мало, что она не в состоянии даже поддерживать существование беспотоковой полевой спирали, спираль четвертого конуса может быть свернута в точку в са­мом основании Муладхары — в вершине конуса. Возбуждение потока в четвертом конусе Муладхары есть тот фактор, благо­даря которому может произойти трансформация всех энергий Муладхара-чакры. Спираль четвертого конуса отвечает за связь так называемой «Силы Кундалини — Кундалини-Шакти» с ма­кушечным центром. Включившись в работу, Кундалини возбуж­дает поток четвертого конуса Муладхары, который трансфор­мирует остальные потоки энергии чакры, а они, в свою очередь, поддерживают поток энергии Кундалини при подъеме к Сахас-раре.

Мнение, будто бы Кундалини-Шакти в латентном состоя­нии локализована в Муладхара-чакре, ошибочно. В действитель­ности место ее локализации располагается между конусом Му­ладхара-чакры и копчиком.

Восходящий поток энергии четвертой спирали Мулад­хара-чакры включается тогда, когда человек осознанно стано­вится на путь духовного развития

Свадхистхана

Свадхистхана-чакра является энергетическим центром чувственного постижения действительности. В подавляющем большинстве случаев человек проявляет свои эмоции именно на энергии этого  центра. Сильные эмоциональные реакции жалости, сожаления, гнева, вожделения и другие в своей ос­нове содержат энергии сексуального центра. Для того, чтобы энергию сексуального центра можно было исполь­зовать в целях духовного развития, она должна быть подверг­нута трансформации при подъеме ее на уровни более высоких энергетических центров. Без этого ни о каком духовном росте не может быть и речи.

В различных духовных практиках используются методы, преобразующие и трансформирующие энергии Свадхистхана-чакры в энергии совершенно других качеств, которые, в свою очередь, могут использоваться при раскрытии сердечного и других высших центров.

Сексуальный центр требует большой степени осознания и контроля вырабатываемых на нем энергий. Ибо один из глав­ных критериев продвижения человека по пути духовности есть уровень его способности управлять своими желаниями. В про­цессе развития желания как таковые вообще исчезают. Боль­шинство человеческих желаний так или иначе связано с функ­циональными проявлениями сексуальной энергии.

Свадхистхана-чакра содержит шесть энергетических спи­ралей. Фоновой энергией чакры является энергия Стихии Воды. Доминирующий цвет — малиновый, густота и насыщен­ность которого находится в тесной взаимосвязи с уровнем ду­ховного развития человека. В зависимости от того, в какой сте­пени человек подконтролен своим сексуальным инстинктам, в его Свадхистхана-чакре может просматриваться черный цвет, вплоть до полного замещения им малинового в случаях устой­чивых тяжелых маниакальных синдромов, развившихся на сек­суальной основе. Подавляющее большинство людей, в особен­ности — мужчин, в той или иной мере страдает сексуально обус­ловленными маниями.

Прямое качество энергии первого конуса Свадхисгханы — чувственность, пробуждаемая поступающими извне потоками сексуальной энергии. Обратное — неприятие этих потоков.

Проявлению обратного качества способствуют ментальные установки, в основе которых лежит стыд и страх, обусловлен­ные невежеством в отношении своего собственного физичес­кого тела и функционирования его систем. Корни подобных ментальных установок — в очень глубоких социальных уста­новках. Причем ложный стыд в большинстве случаев является плодом не только текущей жизни, потому что «стыд перед фи­зическим телом» как социальная установка возник очень дав­но.

Для выхода из под влияния этих установок человеку необ­ходимо осознать, что секс — это явление глубоко природное, свойственное и естественное для человека, что в человеке нет запретных, второстепенных или грязных мест или органов, что органы воспроизводства — такая же важная и неотъемлемая часть тела, как рот или нос. Процессы, происходящие в органах воспроизводства, постыдны настолько же, насколько постыд­ны процессы, происходящие в органах дыхания или пищева­рения.

Энергия второго конуса Свадхистхана-чакры проявляет себя в прямом качестве — творческого поведения в сексуаль­ных отношениях или в обратном качестве — поведение в рам­ках строго ограниченного стереотипа в сексе.

Ментальные установки, следствием которых становится проявление обратного качества, могут быть как общественно-социальными, так и чисто индивидуальными — в зависимос­ти от уровня развития и личного опыта конкретного человека. При проявлении прямого качества во втором спираль­ном конусе Свадхистханы течет восходящий поток энергии. Человек при этом склонен разнообразить свое поведение в сексе. Большое значение при этом имеет личный практический опыт. Максимальная полнота восходящего потока в данной спирали возможна только при наличии энергии Стихии Творчества на Вишуддха-чакре, а истинное творчество случается только в со­стоянии Любви.

Энергиятретьего конуса Свадхистханы проявляет себя в прямом качестве — ответственность за свое сексуальное поведение или в обратном — автоматизм, отсутствие ответствен­ности за свое сексуальное поведение.

В данном случае качество ответственности проявляется в способности отвечать за свои действия в широком смысле сло­ва: сексуальные желания, сексуальные устремления, сексуаль­ную направленность, сексуальные чувства и мысли, сексуаль­ные поступки. Проявление этой энергии тесно зависит от об­щей способности человека осознавать те или иные проявления своей жизни.

Безответственность в данном случае — это состояние не­кой претензии, недовольство тем, как развиваются конкретные ситуации, связанные с проявлениями сексуальной энергии.

Энергия четвертого конуса Свадхистхана-чакры проявля­ет себя в прямом качестве — богатство сексуального опыта как акта самопознания и взаимного постижения или в обратном — безрадостность секса, когда секс является сугубо социальным автоматическим действием, например, актом исполнения суп­ружеского долга.

Восходящий поток энергии четвертого конуса при доста­точно высокой интенсивности и плотности распределения энер­гии может способствовать трансформации сексуального акта в медитацию. Однако это свойство четвертого конуса Свадхистханы проявляется только на определенном уровне духовного развития, когда человек вступает в сексуальные отношения либо с осознаваемой установкой на трансформацию сексуальной энергии, либо в состоянии, когда такая трансформация проис­ходит сама собой.

Если между мужчиной и женщиной существует истинная любовь, во время полового акта возможно энергетическое сли­яние пары,— формирование так называемого «колеса Любви». При этом женщина через Анахата-чакру отдает, а через поло­вые органы втягивает энергию, мужчина через половые орга­ны отдает, а через Анахата-чакру — втягивает энергию. Есте­ственно, «колесо Любви» образуется только в том случае, если у обоих партнеров имеется Анахата-чакра. Впрочем, без этого не может быть и истинной любви.

Взаимодействие Свадхистханы с любым другим иерархи­чески более высоким центром осуществляется посредством потока энергии четвертого конуса. При сильных и четко осоз­наваемых устремлениях этот поток может стать доминирую­щим, как бы подчиняя себе свойства и качества всех осталь­ных. Это не значит, что свойства всех спиралей Свадхистхана-чакры (лепестков) нивелируются или исчезают, просто они про­являются в других, более высоких своих качествах.

Если человек ориентирован только на ощущения физичес­кого тела, то четвертый конус мертв. Фактически в таком случае Свадхистхана состоит не из шести, а из пяти спиралей — как у животных. Однако, в отличие от них, потенциальная возмож­ность развития четвертого конуса все же имеется, хотя и никак не проявляется. Сексуальная энергия — единственный вид энер­гии, который есть у каждого человека и всегда находится в на­шем распоряжении. Поэтому управление ею с помощью уст­ремления позволяет нам реально изменять свой энергетичес­кий статус и свой уровень осознанности.

Прямое качество энергии пятого конуса Свадхистханы — накопление сексуального опыта. Обратное — сексуальное не­вежество. В энергии этого витка заложена главная способность к накоплению «памяти чувственных реакций». И чем разнооб­разнее доступные человеку чувственные реакции, тем лучше развит поток пятой спирали.

В отдельных случаях пятая спираль может отсутствовать. Как правило, это обусловлено травмами и заболеваниями — физическими, приведшими к отсутствию либо глубокому на­рушению функционирования тех или иных органов, или пси­хическими, повлекшими за собой расстройства систем воспри­ятия.

Прямое качество энергии шестого конуса Свадхистханы — физическая память o действиях в сексуальных отношениях. Обратное — физическая неспособность вступать в сексуаль­ные отношения.

В отличие от потока энергии пятого конуса, отвечающего за безусловное запоминание чувственного опыта, поток энер­гии шестого конуса отвечает за безусловное запоминание опы­та физических действий. Пятый конус отвечает за запоминание телом ощущения потоков энергии при сексе, шестой — за за­поминание телом направления потоков энергии.

Шестой конус Свадхистханы — один из каналов энергети­ческой структуры, в которых почти у всех людей присутствует поток энергии прямого направления. Исключение составляют лишь индивиды, страдающие тяжелыми психическими рас­стройствами. Опыт, за который несет ответственность поток энергии шестого конуса, легко восстанавливается в данном воп­лощении, если был приобретен в предыдущих.

Стихия Воды — основополагающая Стихия Свадхистханы. Именно она обусловливает такие его качества, как стремление к слиянию, перетеканию, передвижению энергии из одного мес­та в другое. Приобретение опыта, за который отвечает Свадхи-стхана, невозможно без стремления к обмену, к слиянию. Энер­гия Стихии Воды также обеспечивает физиологический аспект функционирования Свадхистханы, связанный с обильным выделением жидких сексуальных секретов.

Манипура

Манипура-чакра обеспечивает жизнедеятельность человека в социуме. На ней нарабатываются и на­капливаются энергии, дающие человеку возмож­ность сосуществовать с другими людьми в различ­ных сферах общественной жизни и деловых отно­шений. Сфера проявления энергий Манипуры — мир действий, решений, договоров, планирования. На опреде­ленном этапе развития человеческой сущности (до возникно­вения сердечной чакры) именно эта чакра обеспечивает воз­можность существования и выживания в социуме.

В полной мере развить Манипура-чакру можно лишь в слу­чае, когда происходит целостное развитие чакральной системы, когда человеком приобретается опыт в других сферах позна­ния бытия — в сферах сердечных состояний, творческих иска­ний, интуитивного знания. Только при наличии этого опыта возможно развить весь потенциал Манипуры. В энергетичес­кой структуре подавляющего большинства человеческих су­ществ на современном уровне развития человечества имеются только три нижние чакры. Остальные, начиная с Анахаты, пре­бывают в зачаточном состоянии. Поэтому Манипура обычно­го человека, как правило, состоит из двух-трех конусов, а в не­которых случаях — вообще из одного, хотя в идеале она может иметь десять спиральных составляющих. Все десять развива­ются только в том случае, если человек развил в себе Анахату и другие иерархически более высокие чакры.

Стихия Огня — Стихия Манипура-чакры.

Доминирующий цвет Манипуры у большинства людей — зеленый с оттенками желтого. В тех случаях, когда представле­ны все десять спиралей, и все они содержат восходящие пото­ки, цвет чакры становится лимонно-желтым.

Энергия первого — внешнего — конуса Манипуры отве­чает за работоспособность. Обратное качество — неспособ­ность к активным действиям.

Энергия второго конуса — умение договариваться. Нисхо­дящий поток — скандальность.

Третий конус — способность к конструктивному сотруд­ничеству. Обратное качество — склонность к соперничеству.

Четвертый конус — умение формулировать для себя и твер­до отстаивать свои интересы. Обратное качество — склонность идти на поводу.

Пятый конус — творческий подход к решению любых де­ловых вопросов и проблем. Обратное качество — склонность к использованию стереотипов.

Шестой конус — способность брать на себя ответствен­ность и с ней справляться. Обратное качество — безответствен­ность.

Седьмой конус — способность четкого планирования. Об­ратное качество — суетность в делах.

Восьмая, девятая и десятая спирали являются резервными и содержат дополнительную энергию для развития основных качеств любых других спиралей чакры. Основная задача пото­ков энергий этих спиралей — отвечать за накопление энергии и переработку опыта, полученных в результате деятельности в социальной и деловой сферах.

Общей «поддерживающей» функции восьмого, девятого и десятого конусов соответствуют и конкретные функциональ­ные проявления потоков их энергий.

Восьмой конус — способность со вниманием относиться к чужому мнению. Обратное качество —нетерпимость в обще­нии.

Девятый конус—умение видеть цель конкретного процес­са деятельности, способность разбивать работу на целессообраз­ные этапы. Обратное качество — привычка действовать «абы не сидеть сложа руки», склонность бездарно транжирить энер­гию на пустые, никому не нужные действия.

Десятый конус — умение идти на частные компромиссы ради реализации общих замыслов. Обратное свойство —  не­ дальновидная твердолобость.

Понятие «реализованная» Манипура-чакра применяется тогда, когда все прямые качества задействованы и активны. Нельзя рассматривать чакру, как набор отдельных энергий. Раз­деления, приведенное выше, дается только для того, чтобы лучше понять и глубже осознать цельное. Чакра — не набор, а гар­моничный комплекс потоковых структур.

До начала появления энергий на сердечном центре, как пра­вило, на Манипуре присутствует элементарная энергия рабо­тоспособности, благодаря которой человек может заботиться о добывании «хлеба насущного», энергия умения отстаивать свои интересы и, может быть, — в самом зачаточном виде — энер­гия делового сотрудничества.

Человек с ограниченным двумя-тремя потоками примитив­ным комплексом Манипура-чакры может быть вполне благо­получен в материальном плане. Ибо тех энергий, которыми он обладает, у него может быть много (большая по объему, но при­митивно организованная чакра). Это позволяет ему проявлять определенные деловые качества и наработать некий ограничен­ный «бизнес-набор», состоящий из узкопрофессиональных на­выков и двух-трех приемов делового общения. В большинстве сфер деятельности этого достаточно для того, чтобы быть хо­рошим исполнителем и обеспечить себе вполне приличный уро­вень материального благополучия.

Такие качества, как умение творчески подходить к решению деловых проблем, умение договариваться, идти на компромис­сы, могут развиться лишь по мере накопления энергии на Ана-хата-чакре и Вишуддха-чакре. Полноценно договариваться с другими людьми человек сможет, лишь познав суть приятия, суть доброты, суть единства всего сущего. Творчески организо­вывать свою социальную жизнь он сможет, лишь прикоснув­шись к таинствам Творчества и Творения, путь к которым ле­жит через горловой центр.

Развитие более высоких энергетических центров является необходимым», но не достаточным условием для развития соб­ственно Манипуры. Наличие энергии на сердечном, горловом и других центрах само по себе не означает, что автоматически будет развиваться пупочный центр. Часто бывает, что прираз-витых, наполненных энергией, сердечном и горловом центрах организация Манипуры остается примитивной. Энергии выс­ших центров дают лишь потенциальную возможность для раз­вития пупочного.

Манипура развивается и реализуется только в результате практической деятельности, при непосредственном общении и сотрудничестве с другими людьми, когда ставятся и решают­ся вопросы с применением широкого диапазона форм догово­ра. Работа энергий Манипура-чакры не ограничивается только деловыми отношениями. Качества, за которые отвечают пото­ки спиралей Манипуры, проявляются во всех аспектах соци­альной жизни: это и умение договориться с сексуальным парт­нером об условиях общения, и согласование распределения ро­лей в семье, и умение супругов выработать паритетные отно­шения в вопросе зачатия и рождения детей.

Все разнообразие энергий, а значит соответствующих ка­честв и свойств, наработанное и реализованное человеческим существом на определенном этапе развития осознанности, ра­ботает не только в физическом мире, но и в «тонких» планах. Это проявляется, как умение сотрудничать и договариваться не только с людьми, но также с неорганическими существами и сущностями нематериального мира.

Манипура — одно из мест проявления энергии Воли. Энер­гия Воли — одна, сфер проявления и использования этой энер­гии — много. Пупочный центр — одно из основных мест про­явления Воли. Это не значит, что Манипура является изначаль­ным вместилищем Воли, просто сфера социальной деятельно­сти очень часто выбирается человеком, как область проявле­ния и использования волевой энергии.

Анахата

Энергии, накапливаемые на этом центре, дают со­стояние, которое невозможно выразить словами. Его можно попытаться передать с помощью иносказа­тельных и ассоциативных описаний, но это не при­ведет к осознанию. Осознать истинную суть энер­гий Анахаты можно только посредством глубокого сосредоточения и созерцания этой чакры.

Наличие Анахата-чакры в энергетической структуре мо­жет свидетельствовать о том, что человеческое существо сдела­ло, по крайней мере, первый шаг в направлении превращения в истинного человека. Земные человеческие Сущности воплоща­ются на Земле для постижения Любви, приятия, Доброты, то есть именно ради этой чакры. Появление энергии на Анахате преобразует человека, развивая в нем те свойства и способнос­ти, которые качественно отличают его от представителей дру­гих биологических видов на Земле. Только с момента включе­ния Анахата-чакры можно говорить о каком-либо духовном продвижении вообще.

Путь развития Аджня-чакры, Вишуддха-чакры и Сахасрара-чакры лежит через сердце. Только при появлении и стабиль­ном наличии энергий на Анахате возможно их эволюционное развитие.

Только тот, кто обладает Анахатой и воспринимает жизнь сердцем, способен осознать ее таковой, какова она есть. Только познавший сострадание сумеет спокойно отнестись к тому, что узнает об истинном уровне духовного развития окружающих его людей, об их судьбе и энергетической реальности, стоящей за их взаимоотношениями, после того, как обретет способность «видения».

Начало развития сердечной чакры — случается. И проис­ходит это в тот момент, когда вместо привычной реакции на какой-либо «житейский негатив» — обозленности, жалости, жажды мести, — возникает приятие жизни и себя в ней. Только тогда, когда страдание не становится поводом для внешнего или внутреннего деяния, начинается работа сердца. То, как скоро наступает этот момент и наступает ли он вообще, зависит от множества факторов, в том числе от количества прожитых воплощений на Земле и от уровня осознанности в каждой из пре­дыдущих жизней.

Развитие Анахаты — потенциальный шанс для трансфор­мации энергии трех нижних чакр, то ключевое звено, которое позволяет построить всю чакральную систему.

Конус Анахата-чакры составлен двенадцатью вложенными одна в другую энергетическими спиралями. Внешняя поверх­ность конуса Анахаты — белая, затем, по мере продвижения внутрь, спирали окрашиваются в бирюзовый цвет, и, наконец, внутренние спирали становятся нежно-розовыми. Так «видя­щие» могут воспринимать развитую Анахату. Общей фоновой энергией для всех спиралей сердечной чакры является энергия Стихии Воздуха. Кроме того, каждая спираль на этом фоне имеет свою, свойственную только ей, энергию.

Собственная энергия первой спирали Анахата-чакры — энергия Стихии Сострадания. Сострадание развивается через приятие — понимание того, что человек ведет себя так, а не иначе не потому, что он плохой или хороший, а потому, что не может вести себя иначе — таков уровень его осознанности.

Вторая энергетическая спираль чакры — поток энергии Стихии Доброты.

Третья — поток энергии Стихии Любви. Именно эта спи­раль — катализатор работы любых чакральных энергий в их положительном аспекте.

Четвертую энергетическую спираль чакры составляет по­ток энергии Стихии Мужества.

Пятую — поток энергии Стихии Нежности.

Шестую — потокэнергии Стихии Кротости. В отличие пре­дыдущих спиралей Анахаты, потоки энергии в которых могут быть только восходящими, в этой спирали направление пото­ка может быть также и обратным.

Седьмая спираль Анахаты — Радость. Направление пото­ка энергии в седьмой спирали также может быть как прямым, так и обратным — это безрадостность.

Восьмая спираль чакры — Стихия Восхищения.

Девятая — Самоотверженность. Самоотверженность — ка­чество, дающее возможность разотождествления с физическим телом и восприятие себя не как социально-обусловленной лич­ности, а как духовной Сущности, живущей по законам, не все­гда соответствующим законам социума.

Десятая спираль Анахаты отвечает за способность воспри­ятия Красоты. Фактически, это — способность оценить степень гармоничности.